Нестабильность экономики, финансовый кризис и иные неблагоприятные факторы оказывают влияние не только на деятельность предприятий, индивидуальных предпринимателей, но и на самих граждан. В настоящее время вопросы, касающиеся несостоятельности вышеуказанных лиц, являются весьма актуальными. 1 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015г. №154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в главу Х «Банкротство гражданина» Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) и иные нормативные акты внесены изменения, предусматривающие возможность признания банкротом не только индивидуального предпринимателя, но и гражданина. Принятие указанного закона обусловлено, прежде всего, сложной экономической ситуацией, в силу которой многие граждане не смогли полностью или частично выполнить свои финансовые обязательства перед кредитными организациями. Отсутствие института банкротства физических лиц создавало определенные проблемы, как для самих граждан, так и для кредиторов.
Процедура банкротства гражданина является сложной и многоэтапной, направленной на реализацию имущества должника и погашение требований кредиторов, с обязательным участием в ней финансового управляющего. Действующим законодательством определен круг лиц, на основании заявления которых может быть возбуждено дело о признании гражданина банкротом: сам гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный орган в лице налоговой службы. Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
При банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация его имущества, мировое соглашение. Основными целями введения арбитражным судом той или иной процедуры банкротства является: при реструктуризации долгов гражданина - восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; при реализации имущества гражданина – соразмерное удовлетворения требований кредиторов.
Финансовый управляющий, утвержденный арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать основным требованиям действующего законодательства. Для исполнения возложенных на него обязанностей законодатель наделил финансового управляющего определенными правами. Так, управляющий должен: принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению его сохранности, оценивать финансовые возможности должника, контролировать надлежащее удовлетворение требований кредиторов и выполнение плана реструктуризации долга, распоряжаться имуществом гражданина, давать согласие на совершение различных сделок с ним, вести реестр требований кредиторов, проводить собрание кредиторов должника. Необходимо отметить, что все сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению. В противном случае, управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Финансовый управляющий является своего рода связующим звеном между должником и кредиторами, и именно от него в большей степени зависит насколько быстро, правильно и полно будут осуществлены все этапы банкротства.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что гражданин признанный банкротом, в течение определенного периода времени, не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом; занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией; занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.
В целом, введение процедуры банкротства физических лиц направлено, прежде всего, на обеспечение справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами физических лиц, являющихся должниками. Несмотря на возникающие вопросы толкования, применения норм, регулирующих банкротство гражданина, к реализации Закона о несостоятельности проявляют интерес, как должники, так и кредиторы.
Материал подготовлен пресс-службой Управления Росреестра
по Республике Карелия