В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Осуществление мероприятий государственного земельного надзора является важным звеном в системе государственного управления земельными ресурсами и направлено на достижение основной цели - рациональное использование и охрану земель.
Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, наделенными специальной компетенцией в данной сфере, что позволяет реализовать единые принципы правоприменения законодательства Российской Федерации, а за счет исполнения иных функций: оперативно внедрять новые формы осуществления надзорных полномочий, тем самым повышая эффективность надзора.
В настоящее время государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором и их территориальными органами.
Правовую основу государственного земельного надзора составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Земельный кодекс Российской Федерации, Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Государственный земельный надзор как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного надзора состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Вторая особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), а также меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства (выдача предписаний).
Государственный земельный надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (административные обследования объектов земельных отношений, анализ правовых актов), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства.
В целях профилактики нарушений в сфере земельного законодательства просим всех землепользователей обратить внимание на следующие моменты:
1. При наличии у Вас земельного участка убедитесь, что права на него зарегистрированы в установленном порядке и принадлежащие Вам строения (здания, хозяйственные строения, ограждение и т.п.) расположены в границах Вашего земельного участка.
2. При приобретении земельного участка проверьте соответствие фактических границ земельного участка данным о его границах, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Уточните вид разрешенного использования Вашего земельного участка на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru), используя сервис «Публичная кадастровая карта». В случае расхождения разрешенного и фактического использования участка обратитесь в орган кадастрового учета за консультацией и при необходимости с заявлением об изменении вида разрешенного использования.
В случае возникновения вопросов по осуществлению государственного земельного надзора на территории Республики Карелия Вы можете обратиться в отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия по адресу: г. Петрозаводск, ул. Грибоедова, д. 14 или по телефону: 8(8142)56-59-86.
Материал подготовлен пресс-службой
Управления Росреестра по Республике Карелия